Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти. Маркетинг состоит в том, чтобы рассказать людям (или распространить среди людей) историю о ваших преимуществах, причем так, чтобы эти люди могли оценить такие преимущества. Просто занимайся тем, что любишь, и, что бы то ни было, сумеешь это продать.

С какими изменениями сталкиваются скалы южной Балтики?

Как быстро возвращаются прибрежные скалы? Какие области особенно подвержены риску? Почему в некоторых областях утес отступает быстрее, чем в других? Где и когда в скале будет создан следующий оползень? Вероятно, многие из нас, прогуливаясь по набережной в окрестностях крутых склонов, задавались вопросом о будущем скал.

Предпринимаются попытки найти ответы, в том числе геологи и геоморфологи изучают пограничную зону. Попробуем хотя бы частично привести вышеупомянутые проблемы во внимание на примере скалы в Гдыне-Орлово (Орловская скала) (рис. 1).

Рис. 1. Редловский мыс - самая узнаваемая центральная часть Орловского обрыва (вид на север)

Динамическое равновесие между эрозией и накоплением побережья является переменным во времени и пространстве. Состояние морского берега зависит от геологического строения и морфологии района, наличия материала в прибрежной зоне, количества и интенсивности штормов и осадков, а также наличия вод, проникающих на склоны. Нарушение естественного стока отложений в прибрежной зоне в результате деятельности человека, например расширение портовых волнорезов, береговых укреплений и полос, может усугубить дефицит обломочного материала в непосредственной близости от скал, влияя на усиление темпов береговой эрозии. Среди важных природных явлений, влияющих на состояние сокращенных скал, следует упомянуть оползни. Оползень - внезапное смещение земных масс вдоль поверхности полосы (скольжения) под действием силы тяжести (рис. 2) - может представлять угрозу как для инфраструктуры в непосредственной близости от берега моря, так и для близлежащих туристов.

2) - может представлять угрозу как для инфраструктуры в непосредственной близости от берега моря, так и для близлежащих туристов

Рис. 2. Основные элементы оползня показаны на примере скалы в Ястшембя Гура

Сбор полевых данных о массовых перемещениях и связанных с ними угрозах является одной из задач государственной геологической службы (ПСГ), выполняемой PGI-NRI. На побережье работы в этом районе ведутся с 2010 года Департаментом морской геологии PGI-NRI в Гданьске, который располагает современными инструментами (лазерное сканирование) для оценки состояния скал.

Мониторинг покрыт, среди прочего Клиф Орловски, составляющий границу природного заповедника Кемпа Редловска. Мониторинг осуществляется с использованием технологии LiDAR ( Light Detection and Ranging ), в частности наземного лазерного сканирования. Это та же технология, которая позволила недавно открыть мегаполис - города, которые до недавнего времени были спрятаны под защитой гватемальских джунглей, остатка культуры инков в Южной Америке.

Непосредственным результатом сканирования является так называемая «Облако точек» (рис. 3), которое непосредственно иллюстрирует состояние обрыва. Исходя из этого, после выполнения фильтрации создается численная модель местности (NMT), показывающая изображение местности. Сравнение двух моделей за последующие годы позволяет указать различия между ними с учетом потерь и приращений в форме дифференциальной модели земель (RMT). Метод также позволяет детально рассчитать количество смещенного материала ( вырезать и заполнить ).

Рис. 3. Фильтрация «облака точек» в южной части скалы Орлово, растительность отмечена красным

Законность систематического получения текущей геоинформации для районов обрыва показала установление (в середине февраля 2018 г.) еще одного крупного оползня на Redplus Cykl в Гдыне-Орлове (Рис. 4) ( увидеть ). По этой причине был создан RMT, основанный на результатах лазерного сканирования, выполненного сразу после активации оползня, и результатах архивирования, содержащихся в OGM PIG-PIB в Гданьске.

По этой причине был создан RMT, основанный на результатах лазерного сканирования, выполненного сразу после активации оползня, и результатах архивирования, содержащихся в OGM PIG-PIB в Гданьске

Рис. 4. Оползневый оползень, пересекающий пляж за пушкой Редловски (оползень № 2 на рис. 5) (14/2/2018)

Представленная модель (рис. 5) показывает появление ряда нескольких соседних оползней на северной стороне Редловского Кипра. На рисунке показаны три больших оползня ( 1 , 2 , 3 ) и небольшое скольжение дальше на север ( 4 ). Первый оползень ( 1 ) был установлен осенью 2017 года. Величина, на которую верхний край головы, то есть вершина утеса, сдвинулась назад, в некоторых местах превышала 5 метров (Рисунок 5, Рисунок 6).

Рис. 5. Дифференциальная модель местности (RMT) северной части Орловского обрыва, основанная на данных LiDAR за апрель 2016 года и февраль 2018 года. Красная линия указывает местоположение кроны утеса (основной склон оползня); тонкая красная линия обозначает вторичный уклон оползня № 3

Рис. 6. Профили склона Орлово, выполненные по данным наземного лазерного сканирования, слева - профиль I-I, справа профиль II-II

Что касается состояния апреля 2017 года, то в результате движения первого оползня ( 1 ) было вывезено в общей сложности 770 м3 вырезанного и заполненного материала, в основном, в том числе валунных глин. Смещение 770 м3 отложений эквивалентно потере (вырезанию) 520 м3 материала из верхних частей обрыва и увеличению объема в 250 м3 в виде оползневого языка в нижних частях обрыва.

Дальность действия второго оползня ( 2 ) (созданного в феврале 2018 года) была намного больше (рис. 4, рис. 5). Его северная граница определяется зоной соприкосновения ледниковых глин с песчаными и илистыми отложениями (рис. 7), а южная - валунными глинами Редловского ципеля. Язык оползня (koluwium), то есть смещенный и перемещенный материал верхней части стены утеса, разделил пляж и продвинулся на несколько метров в море. Интересно, что из-за развития оползня расположение кроны утеса в этой области не изменилось, и оползень был создан в результате прокалывания пакета ледниковых материалов, расположенных ниже верхнего края утеса, в результате чего профиль кромки растягивается. Рис. 6. Расчеты показывают, что вырезать и заполнить всего 2690 м3 кусочков плейстоцена, что эквивалентно потере ( вырезанию ) 1790 м3 материала из верхних частей утеса.

Рис. 7. Зона контакта с почвой и песчано-илистыми отложениями (отмечена красной линией) в верхней части обрыва - северная граница оползня № 2 (14/2/2018)

Третий оползень ( 3 ) был создан до 2010 года (Рисунок 5). Частично двигаясь вниз по склону на цилиндрической поверхности скольжения, был пакет материалов, над которым с того времени наблюдается основной уклон оползня высотой 5 м. В последние годы в нем происходят лишь небольшие изменения.

Однако с начала измерений (в 2010 г.) до весны 2015 г. ниже склона вторичного оползня № 3 профиль склона систематически фиксировался, а сам вторичный скат был удален. С 2015 года до середины февраля 2018 года оползень остается в состоянии относительной стабильности. В настоящее время оползень № 3 следует рассматривать как форму, которая потенциально представляет наибольшую опасность для людей, которые останавливаются на пляже на северной стороне Редловского Кипра.

Оползень, обозначенный цифрой 4 (рис. 5), в настоящее время имеет характер небольшого оползня и определенно меньше, чем остальные три.

Исследование, проведенное PGI-NRI, также позволило определить скорость, с которой отступил Редловский Ципель, в частности его верхний край. Скорость реверса верхнего края мыса Редловского (рассчитанная по методу Фриделя и др. 2017 г.) в 2010-2015 гг. В среднем составляла 0,23 м / год (Małka et al 2017).

PIG-PIB в последние годы завершил «Пилотную программу 4D картографии в южной части Балтийского побережья» ( увидеть ). Пилотный проект послужил отправной точкой для крупномасштабной многолетней исследовательской программы (Рисунок 8), которая проводится с 2015 года, с целью всесторонней идентификации геологического строения всей польской прибрежной зоны (суши и моря), а также определения геологических опасностей, присутствующих в ней, и прогнозирование тенденций развития прибрежных районов ( увидеть ). Выявление геологического строения побережья и предрасположенности скал к развитию движения наземных масс направлено на предоставление данных, которые могут быть использованы при управлении прибрежной зоной. Реализация программы приблизит нас к ответам на вопросы, поднятые в начале текста, в отношении всей польской прибрежной зоны.

Реализация программы приблизит нас к ответам на вопросы, поднятые в начале текста, в отношении всей польской прибрежной зоны

Рис. 8. Этапы реализации проекта «Картография 4D» на фоне численной модели местности

Избранные публикации:

FRYDEL, J., MIL, L., SZARAFIN, T., KOSZKA-MAROŃ, D., PRZYŁUCKA, M. (2017) 'Изменчивость во времени и пространственное разнообразие размеров и темпов эрозии утеса в заливе Устка в районе Ожехова', Анализ рельефа, 34, с. 3-14. doi: 10.12657 / landfana-034-001.

MAŁKA, A., FRYDEL, J. and JURYS, L. (2017) «Природные и антропогенные причины формирования и реактивации массовых перемещений в городской местности Гдыни и связанных с ними угроз», Бюллетень Польского геологического института, (0), с. 63-80. doi: 10.5604 / 01.3001.0010.6924.

Текст и фото: Ежи Фридель

Как быстро возвращаются прибрежные скалы?
Какие области особенно подвержены риску?
Почему в некоторых областях утес отступает быстрее, чем в других?
Где и когда в скале будет создан следующий оползень?